Государственное управление |
|||||
|
|||||
|
Здесь размещены авторские публикации по вопросам государственного управления Концепции государственного управления Несмотря на то, что в различных странах государственное управление имеет существенные особенности, можно констатировать мировую тенденцию в универсализации общих принципов и подходов в сфере государственного управления (впрочем, это вопрос дискуссионный). В основном можно вести речь о распространении моделей государственного управления, выработанных в развитых странах на остальной мир. Однако адаптация этих моделей происходит неравномерно, во многих странах правящая верхушка заинтересована в сохранении статус-кво, поскольку на нем базируется их стабильное положение и связанные с этим экономические и статусные привилегии. Основным методом получения знаний о государственном управлении
на сегодняшний день является метод проб и ошибок. Образцы и модели поведения
в сфере государственного управления являются продуктом коллективного мышления
корпуса правителей и чиновников различных стран. То есть, основные принципы
и понятия в этой области знания имеют условный, договорной характер. Государственное управление изменяется вслед за преобразованиями,
которые протекают в обществе. В теории государственного управления обычно выделяют
четыре основные традиции: Во французской традиции государство рассматривается как единое и неделимое образование, которое проникает во все сферы общественной жизни. Детально разделяются полномочия между секторами и уровнями государственного управления. Традиционно в качестве базовой теории государственного управления рассматривался постулат о том, что государственные органы и службы призваны соблюдать и реализовывать программы и политику, которая устанавливается законодательными органами власти, главой государства и правительством (концепция нейтральной компетенции). При таком подходе госорганы официально лишены самостоятельности и фактически не могут ставить цели и задачи своей деятельности. В США эта модели придерживался Вудро Вильсон, один из отцов науки о государственном администрировании. Благодаря такому подходу, в США с конца XIX века получила широкое распространение идея отделения управления от политики (см. подробнее статью о государственно службе в США). В настоящее время существуют два конкурирующих подхода
к организации государства: Государственное администрирование (PA) уступает место
государственному менеджменту (Public Management). Соответственно бюрократизм
в теории (но не на практике) отступает на второй план. Обычно менеджериализм
определяют как совокупность 4 компонентов: 1) Ориентация на результаты
и эффективность при осуществлении госслужащими государственной деятельности;
2) применение инструментов и технологий современного менеджмента; 3) рассмотрение
госслужащих как менеджеров, заключение с ними соответствующих контрактов;
4) распространение на госслужбу моральной проблемы «принципал-агент» и
наличие в связи с этим агентских издержек. Причина успеха в развитии практики менеджмента заключается в том, что прогресс управления экономическими организациями стимулировался выгодами, которые получали от усовершенствований предприниматели, собственники и менеджеры. В отличие от частного сектора, в сфере государственного управления интересы общества в целях которого осуществляется управление и государственных служащих не совпадают. Как правило, чиновники и служащие должны бескорыстно трудиться на благо общества, результат их усилий не способствует улучшению их личного благосостояния, что является непосредственной целью коммерческих организаций. Поэтому и технологии управления здесь развиваются более медленными темпами. Коммерческий сектор почти всегда проявляет большую активность, чем общественный. Одной из концепций государственного управления, получившей широкое хождение с начала 90-х гг. в России, является преимущественно экономическое восприятие государственного управления. Т.е. С точки зрения стоимостной парадигмы, господствующим оказывается утилитаризм – потребительское восприятие. Однако в среде многих ученых такой подход встречает яростную критику. Экономика имеет только один критерий – стоимостной. Кеннет Мейер (Kenneth J. Meier) высказал опасение, что особое пристрастие к экономике подменяет и отнимает у государственного управления все богатство ценностей. Доминирование в государственном управлении псевдо-экономистов может привести, по его мнению, к печальному будущему, и потому Мейер даже предлагает вести против экономистов, засевших в теории государственного управления, настоящую партизанскую войну (естественно, научными методами). Расстановка приоритетов в государственном управлении может основываться на различных системах ценностей, которые разделяет правящая элита. В последнее время в практике государственного управления преобладает тенденция рассмотрения основных государственных задач через призму экономической деятельности, включение рыночных механизмов в управление общественными делами. Считается, что экономическая сфера является наиболее важной. В связи с подобными взглядами, государственные учреждения подвергаются коммерциализации, переводятся на самофинансирование и наделяются широкими полномочиями по оказанию платных услуг. Даже за учреждениями образования и здравоохранения закрепляется лишь обязательный минимум услуг, как правило, низкого качества. Более высокий стандарт обслуживания доступен только при условии оплаты. При этом нужно учитывать ряд факторов. Во-первых, деятельность
государства, в соответствии с общественным договором, финансируется населением
через систему налогообложения. Во-вторых, цели и задачи государства в
основном связаны с некоммерческим сектором. Экономическая парадигма государственного управления наталкивается на внутреннее противоречие, поскольку с точки зрения современной экономической теории вмешательство государства должно быть минимизированным, все основные функции должны по возможности выполняться на конкурентных началах, регулироваться преимущественно рыночными силами. Более того, государство рассматривается либо в качестве «пятого колеса», либо в качестве «бандита с большой дороги». Ни то, ни другое не делает ему чести. Государственное управление, осуществляемое на рыночных принципах, вообще не может рассматриваться серьезно, поскольку в силу своего монопольного положения и властных полномочий внедрение в государственное управление коммерческих принципов таит в себе огромные опасности злоупотребления монопольным положением в пользу лиц, облеченных властью, что неоднократно случалось в истории. Тем не менее, для осуществления своей разнообразной деятельности государство нуждается в огромных суммах денежных средств, исчисляемых триллионами долларов. Для того чтобы сформировать такие масштабные фонды, государство заинтересовано в стабильной экономической ситуации и росте национальной экономике. Для этого требуется задействовать весь арсенал макроэкономического регулирования: валютный и торговый баланс, уровень инфляции, процентная ставка, курс национальной денежной единицы, золотовалютные резервы, налоги и многое другое. Однако эти технические вопросы вряд ли стоит ставить во главу угла и утверждать в качестве главной задачи государственного управления. Осознавая всю важность экономики, требуется указать и на другие задачи, которые стоят перед государственным управлением. Кроме того, необходимо отметить, что экономику государство
должно в большей степени рассматривать через призму благосостояния граждан.
Однако эта идеальная цель, как правило, подменяется валовыми показателями,
не учитывающими качество и уровень жизни отдельных категорий и основной
массы населения, при этом упускаются из виду возможности социальной мобильности,
такие острые вопросы как безработица, неэффективное распределение ресурсов,
в особенности трудовых, применение знаний и талантов людей. В рыночной
экономике большая часть людей трудится не по профессии, в силу информационной
асимметрии лучшие рабочие места получают отнюдь не способные и подготовленные,
а в силу наличия личных связей. При этом общество несет огромные потери.
Принципиальное несовершенство рынка труда – один из постулатов неоинституционализма,
господствующего в настоящее время направления экономической теории. Концепция минимального государства (The minimal state), полагаю, знакома любому экономисту. Суть ее проста и у всех на слуху – как можно меньше государственного вмешательства в экономику и частную жизнь. Последние исследования заставляют сомневаться в справедливости подобного подхода. Все зависит от форм государственного вмешательства и его последствий. Вместе с тем соотношение личного, общественного и государственного остается до сих пор предметом долгих и упорных рассуждений и дискуссий. Безусловно, решение этой проблемы имеет самое серьезное значение для каждого человека. Присутствие государства ощущается постоянно. Особенно в бизнесе. Каждый должен подчиняться законам и установленным государством правилам (заполнять налоговые декларации, вести налоговый бухгалтерский учет, платить налоги, участвовать в выборах и т.д.). Концепция минимального государства соответствует либеральной идеологии и тенденциям демократизации. Эта концепция исходит из предположения, что частный сектор способен предоставить большую часть общественных услуг. Инструменты уже стали привычными: дерегулирование, разгосударствление и приватизация. Концепция эффективного государства. Эффективность означает развитие и поддержание механизмов выявления и интеграции общественных предпочтений, ориентацию на цели, разделяемые обществом, и способность их достижения. Эффективная власть осознает ограниченность своих возможностей и готова делегировать свои полномочия агентам, способным реализовать их с большей отдачей, нежели центр. Теория общественного выбора, сформулированная в экономической теории в рамках неоинституциональной парадигмы, сводится к гипотезе, что люди используют государственные учреждения в своих собственных целях, используя при этом различные способы и методы, в том числе нелегальные и аморальные. В рамках этой теории рассматриваются механизмы и последствия таких общественных явлений как лоббирование, оппортунистическое поведение государственных служащих, злоупотребление должностными полномочиями, коррупционное поведение. Выборы, согласно данной теории основываются не на таких политических программах, которые способствуют наилучшему решению общественных интересов, а на таких, которые способствуют росту престижа и рейтинга «рациональных политиков» и повышают шансы одержать победу на очередных выборах. Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство - это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице. Концепция корпоративного управления (Corporate governance) зародилась в менеджменте применительно к проблемам управления корпорациями (или по-русски, акционерными обществами). Она охватывает широкий круг проблем, таких как отношения между собственниками (акционерами) и менеджментом, советом директоров и другими носителями корпоративных интересов (shareholders). В отношении государственного управления проекция данной концепции затрагивает целый ряд важнейших проблем, связанных с отношениями народа или общества (акционеров) и органами управления (boards), которые должны действовать в интересах народа. В рамках данного направления вырабатываются решения в области наблюдения, контроля, оценки деятельности, подотчетности управляющих. Основное содержание концепции – согласования интересов управляемых и управляющих (см. работу A Theory of Governing the Public’s Business: Redesigning the Jobs of Boards,Councils, and Commissions // PUBLICMANAGEMENT REVIEW,VOLUME 3, ISSUE 1, MAR. 2001). Концепция нового государственного менеджмента (New public
management). В рамках происходящих в обществе изменений происходит переворот
в подходах к организации государственной машины, преобразуются цели и
задачи государственного управления. Многие ученые предпочитают говорить
о смене парадигмы, в рамках которой государство и государственное управление
начинает рассматриваться совершенно под иным, не известным ранее, углом
зрения. Если ранее считалось, что по основным вопросам, относящимся к
предмету государственного управления достигнут консенсус в научной среде,
то теперь наличие такого согласия по поводу ключевых постулатов все чаще
подвергается сомнению. Новый государственный менеджмент приходит на смену
традиционной бюрократической модели управления государством. Речь идет об обеспечении не только экономической эффективности,
но и справедливости в деятельности государства. Не до конца удалось решить
и проблему открытости и профессионализма государственной службы. Концепция государства как социо-кибернетической системы
(Socio-cybernetic system) обращает внимание на то, что мир изменяется
в сторону усложнения (complexity). Общество становится с каждым годом
все более сложным и динамичным, разносторонним по своей природе. Для управления
таким обществом устоявшиеся институты и структуры становятся непригодными.
В правительстве все чаще происходят дисфункции и сбои. Вывод теории состоит в том, чтобы перманентно проводить
реорганизацию, налаживать взаимодействие между различными участниками
государственно-общественных отношений, устанавливать баланс социальных
сил и социальных интересов на основе взаимного доверия и взаимопонимания.
Влияние концепции информационного общества и прогресс
в развитии информационных технологий привели к формированию концепции
виртуального государства. Согласно ей, большая часть взаимодействий с
правительственными органами может протекать на высокотехнологичной основе
с применением возможностей компьютерной техники. То есть точкой взаимодействий
выступает правительственный портал. Механизм связи – электронный документооборот
и электронная почта. Используются технологии g2g, g2b, g2c, g2e, a2a,
a2b, a2c, a2e, a2g. Таким образом, в рамках современного государственного
менеджмента происходит поиск новых подходов и средств повышения эффективности
управления, в соответствии с ростом запросов со стороны общества.
Если хотите узнать больше по тем или иным вопросам присылайте
свои пожелания автору сайта по электронной почте (адрес внизу страницы). |
|
©2004 Разработчик: Сергей Черемушкин chermserg@yandex.ru | О сайте Теория Практика Ссылки |